Тропинка в поле Север Гансовский Режиссёр - Эдуард Кольбус Исполнители Вера Раиса Зайцева Сергей Владимир Пинчевский Фёдор Юрий Кузьменков в эпизодах артисты московских театров Год записи 1984 Об авторе Север Феликсович Гансовский родился в Киеве. По образованию филолог. До начала своей творческой деятельности прошел большой жизненный путь был грузчиком, почтальоном, матросом. Принял участие в Великой Отечественной войне. После возвращения с фронта, Г. закончил филологический факультет Ленинградского (ныне - С.-Петербург) государственного университета. Дебют в фантастике состоялся в 1960 г. рассказом Гость из каменного века. Как и Д.Варшавский, Г. известен прежде всего произведениями малой формы повестями и рассказами. Основной идеей многих из них является встреча человека с неведомым (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т.п.), причем автора в равной степени интересует и описываемый им феномен , и реакция человека на него. В качестве неведомого Г. часто рассматривает своеобразные мысленные эксперименты, переведенные на язык образов. Допустим, имеется существо, которое состоит из клеток, способных объединяться в один организм и разъединяться при необходимости. Что оно будет собою представлять? Как себя вести в различных ситуациях? Обо всем этом - рассказ Хозяин бухты. С персонажами-людьми Г. также эксперементирует, наделяя их теми или иными экстраординарными качествами телепатией, способностью к левитации, сверхострым зрением или гениальностью, привитой хирургическим путем. При этом автор пытается понять, как может сказаться на жизни и судьбе человека наличие чудесных свойств, возможно ли их полноценное использование в условиях конфликтной и проблемной реальности, облегчают ли они жизнь человека, или отягощают ее? Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития. Не может ли бездумно изменяемая человеком реальность обратиться в конечном счете против него самого? Об этом - одно из лучших произведений писателя - мини-повесть День гнева. В процессе экспериментов некому ученому Фидлеру удалось развить мозг у медведей. Они обрели способность говорить, читать и считать, но натура зверя осталась неизменной. В результате появились особые существа - отарки, совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека. Отарки - злая пародия на человека, вышедшая из под контроля биологическая машина убийства. Они с ожрали лаборанта, сбежали в окрестные леса и начали терроризировать все живое. Гениального Фидлера последствия собственных действий не слишком волнуют ...это был очень интересный научный эксперимент. Очень перспективный. Но теперь он этим не занимается... Говорит, что сожалеет о жертвах... Правительство тоже испытывает по отношению к отарка м любопытство, не более. А людям приходится жить среди кошмарных злобных существ Сделали эксперимент - выпустили людоедов на людей... Совсем обалдели там в городах. Атомные бомбы, а теперь вот это.. Сопоставление с атомной бомбой не случайно. Отарки чрезвычайно опасны физически они намного сильнее человека, а все уловки людей предугадывают и предвосхищают. В повести отаркам удается одержать победу в отдельно взятом районе , но день гнева природы на человеческую глупость и недальновидность уже наступил теперь платить прийдется по всем счетам сразу. Главный вывод своего мрачного предупреждения Г. вкладывает в слова умирающего лесника Может, это и хорошо... Теперь-то мы будем знать. что человек - это не такое существо, которое может считать и выучить геометрию. А что-то другое. Уж очень ученые загордились своей наукой. А она еще не все. Тема предупреждения объединяет День гнева с повестями Часть этого мира, Побег, Инстинкт? и рассказом Полигон . В последние годы творчества автор обратился к новой для себя теме альтернативной истории в контексте прогрессорства (термин бр. Стругацких). В повест